приход храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова с.Бохоники - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Православное воспитание молодежи

ЭТО ОЧЕНЬ ЯРКАЯ РАБОТА – ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ МОЛОДЫХ

pictureКсения Стрельбицкая: 
«ЭТО ОЧЕНЬ ЯРКАЯ РАБОТА – ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ МОЛОДЫХ»


Разговаривать с Ксенией Стрельбицкой одно удовольствие. Говорит она тихо, спокойно, взвешенно и увлеченно. Богатая речь, множество цитат и сравнений не оставляют сомнений – перед нами педагог, филолог, учитель русского языка и мировой литературы с большим стажем работы. 

Познакомились мы с Ксенией в 2003-м, когда после окончания Винницкого пединститута она уже несколько лет работала в частной школе АИСТ. Ксения предложила «Одигитрии» свою помощь в работе с текстами, и мы с радостью приняли ее услуги.

Как рассказывает наш уважаемый корректор, крестилась она в 25 лет по настоянию матери. Кроме «Одигитрии», несет послушание клирошанки – поет и читает в храме св. Иоанна Богослова с. Бохоники. Много путешествует, в одной Сергиевой лавре была 8 раз. Очень любит семью, рукоделие и свою работу, которой посвящает большую часть времени.


– Ксения, Вы 20 лет работаете преподавателем в школе. Тяжело сегодня быть учителем?


– «Сначала люби, а потом учи», – Януш Корчак очень точно и просто сформулировал главное правило учителя. Мы христиане, поэтому понимаем всю глубину ответственности учителя: это не профессия, а призвание. Поэтому все время приходится подтягиваться, чтобы хоть немного соответствовать. До революции многие преподаватели, воспитатели, отдаваясь полностью работе, принимали негласный обет безбрачия. Рачинский (русский православный педагог) говорил так: «Нужен личный подвиг, бесконечно тяжкий, до смешного скромный – и потому великий». Потому важны личные качества учителя: если он воспитывает себя, это дает ему право воспитывать других.

– Чем отличается современный подросток от своих одногодок конца 90-х? 


– Период 90-х – период безвременья, конечно же, непростое испытание, но в это время может появиться и что-то важное, хорошее, так для православных появилась возможность открытого исповедования веры. Подросток – это человек, который учится отстаивать право на индивидуальность, чаще всего через бунтарство. Тогда только остается понять, против чего будет очередной бунт. 

Нашей стране повезло, потому что у нас для молодежи многих поколений есть такое понятие как «русский рок». Яркое бунтарское музыкальное течение, которое многих привело к Богу. Молодежь во все времена категорична и всегда будет бунтовать против лжи, подлости, лицемерия, которые без труда увидит вокруг. Тогда, в Советском Союзе, через рок бунтовали против материалистической приземленности на фоне коммунистического энтузиазма старшего поколения. И это привело многих к Богу. Рок западный был тоже против старшего поколения, но это старшее поколение представляло собой семейный и часто церковный уклад, и это привело к отрицанию Бога. Поэтому стоит нам, современным христианам, задуматься, а не спровоцируем ли мы то, что бунт против нашей греховности приведет к уходу ребенка из храма. Хотя все в руках Господа, и кому-то нужно пройти через такое испытание, хотя специально готовить его, по-моему, не стоит. 

Чем отличается подросток? Многим, так же, как и отличается внешний мир вокруг нас от мира 90-х. Сегодняшний мир нестабилен, но это не время разрушения идеалов, как в 90-х. Однако никто не знает, к чему может привести наша сегодняшняя стремительно меняющаяся жизнь, которая подорвала многие грани семейного уклада. Я думаю, что и взрослым нелегко устоять от шквала соблазнов, который ежедневно обрушивается на нас. А теперь несложно представить положение ребенка. 

– Удается ли в процессе работы поговорить с учениками по душам? 


– Разговоры по душам – это проявление доверия детей к мнению учителя, а если педагог – верующий, то здесь вероятен и интерес к Христианству. Поэтому, конечно же, радуешься возможности поговорить о насущных проблемах детей, помочь решить сложные или запутанные житейские задачи. Ведь сегодня мы разговариваем не просто с детьми, а с будущими папами и мамами.

– Ребят интересуют вопросы веры?

– Конечно же. Но в ситуации нашей школы для детей больше возможностей. Утром есть для желающих утренняя молитва. В зале уголок с иконами, свечи. Дети очень любят зажигать свечи, они у нас полностью сгорают, никаких огарочков. Здесь же узнаем о дне, который начинается, о предстоящих праздниках, поздравляем именинников.

Дети – очень пытливый народ, особенно маленькие. Взрослые ребята проявляют себя по-другому, их вопросы не сложнее, просто категоричнее. Но всегда важные. До 6 класса есть возможность общения о вере на специальных уроках. Дети своими вопросами хорошо взрыхляют почву. Учителю нужно быть всегда готовым познавать. 

– Как Вы думаете, можно ли воцерковить ребенка через школу? 

– Наверное, так четко задача не ставится, но воцерковить можно через личный пример: если ребенок потянется к человеку, образ мыслей, стиль поведения которого ему близок и если это истинный христианин, то у ребенка появится интерес к Церкви. Кстати, за ребенком может потянуться и семья. И это под силу справедливому, терпеливому, энергичному и, главное, любящему учителю.

– Если бы от Вас зависело введение в школе курса ОПК, например, как бы Вы построили работу с детьми, по какому принципу подбирали педагогов? 

– У детей ярко выражен интерес к вопросам веры. И православные педагоги своей жизнью свидетельствуют им о своих убеждениях. Для этого не нужен отдельный предмет. Каждый школьный день дает возможность проповеди Христовой. И не нарочитой, а естественной, в контексте школьной жизни. Мы не преподаватели, а учителя. Наша задача воспитывать, используя школьный предметный материал. И воспитывать нравственно здорового и просто физически здорового гражданина своего Отечества. Никто с нас не снимает таких обязанностей.

– То есть Вы считаете, что введение курса ОПК не даст гарантии воцерковления детей?


– Что касается курса ОПК в школе, с учетом всех требований к нему, всех ограничений, я бы массово не вводила, потому что мы не готовы выдать качественный продукт: отсутствие методической поддержки и хорошо обученных, умелых учителей. Я литератор и знаю старое школьное правило: хочешь, чтобы классика не читали – введи его в школьный курс. 

Введение такого курса не дает гарантии качественного православного просвещения, тем более воцерковления. В школах он вводится по решению родителей, т.е. по их желанию, в этом идет дублирование работы воскресных школ. Сегодня успешен курс там, где есть яркая личность учителя и доверие родителей к нему. В нашей епархии работает Ассоциация православных педагогов, разрабатывается программное и методическое обеспечение, будем надеяться на отлаженную качественную работу учителей, преподающих этот курс. Началась работа, и поэтому все включаемся и, чем только можно, помогаем.

– Что для Вас важно в работе воскресных школ?

– Воскресная школа, по-моему, существует для того, чтоб ребенок воцерковлялся, чтобы расширялся круг его знаний и понятий о вере, чтобы участие в жизни Церкви было осмысленным, а в дальнейшем и благоговейным. Поэтому для меня основой системной работы воскресной школы является церковный календарь. И каждый год проживания этого календаря станет дополнением, осмыслением, казалось бы, известной информации. Занятия в воскресной школе проводятся хорошо, если занятия структурированы – идет переключение внимания детей, чередование разных видов деятельности. Хорошо организовать праздники, работать с прорисями, ездить в паломничество.

– Ксения, общаясь с детьми, Вы заметили, что они стали очень мало читать. Каким образом Вы пытаетесь вернуть детям интерес к книге?

– Есть такая тревожная тенденция. И здорово, когда воскресная школа поддерживает читательский интерес детей. Чтение уходит из нашей жизни, а внутри воскресной школы может быть представлен отрывок из интересной книги, чтобы далее ребенок захотел прочесть ее сам. Для детей важен образец, и, может быть, через героический поступок какого-то человека они смогут понять житие какого-то святого. Продуманная, внутренне прожитая книга вызывает эмоции, не пену, а настоящие чувства удивления, сопереживания, которые оставляют в душе глубокий след.

– Вы чувствуете, что в городе не хватает православных педагогов? 

– Понимаете, каждая воскресная школа развивается по-своему. Маленькие победы, открытия, находки, задумки. Но есть ощущение «хуторской жизни». Чтобы объединить усилия, поделиться наработками, необходим координационный центр, где можно было бы проводить мастер-классы, встречи с педагогами, ведущими воскресную школу. Возможно, поможет создание сайта, на котором можно было бы делиться информацией, просить о помощи (методической, информационной…), координировать поездки, общие праздники. Ведь сделано в воскресных школах немало, и этот опыт не должен потеряться. 

– Что для Вас самое интересное в жизни воскресных школ? 

– Интересно проводить общие большие праздники (особенно между воскресными школами), но не на конкурсной основе, а по принципу «все участвуют». Ведь не ради занятых мест это все делается. Находясь в воскресной школе, дети понимают, что их мало, что они другие! А большой праздник – это ощущение торжества Православия: нас много и мы дружные!

– Владыка Симеон объявил 2011-й Годом молодежи. Как Вы видите воплощение намеченных акцентов?

– Очень радостно, что по благословению владыки в городе и епархии прошло столько мероприятий. Теперь остается поддерживать это в храмах, ведь каждый день именно туда приходят новые люди и не всегда задерживаются. Особенно молодым нужна поддержка. Пожилые приходят в храм зачастую с бедой, а молодежь – с мировоззренческим интересом. А мы не всегда можем на этот интерес профессионально и вовремя ответить. Ведь молодость – это другой уровень общения с Богом. Молодой человек задает вопросы «почему?»

Виннице повезло – в нашем городе много ярких священников. Молодежь относится к личности взрослого оценочно, и если священник вызывает доверие, то молодой человек может довериться и его вере, прийти в Церковь, и очень глубоко и всерьез жить здесь.

– Как Вы считаете, чего не хватает православной молодежи нашего города?

– Дети, юношество – это лакмусовая бумажка, насколько мы искренни и честны. Хорошо бы создать сайт и лекторий, чтобы была обратная связь, ведь молодые ставят конкретные вопросы и ждут на них конкретные ответы. Поверьте, это очень яркая работа – отвечать на любые (!) вопросы молодых. У нас ведь город студентов, а это как раз тот возраст, в котором созревают вопросы, и молодежь, к счастью, готова их задавать. У нас богатый культурный пласт, и нам стоит им делиться с городом.

Беседу вели Татьяна МАТЯШ и Татьяна ЯРУЩАК


Назад к списку